Содействие добровольному переселению в РФ соотечественников О реализации мер по содействию трудоустройству незанятых инвалидов в рамках государственной программы Краснодарского края "Содействие занятости населения" №3622-КЗ от 18 мая 2017 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Краснодарского края "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае"

Профессиональное обучение и профессиональная ориентация инвалидов в ГКУ КК ЦЗН Тимашевского района

Безработные инвалиды — это особая категория граждан, которая нуждается в профориентационной работе и психологической поддержке с момента первичного обращения в Службу занятости. Общее направление профориентационной работы является единым для всех категорий граждан и регламентируется Законом «О занятости населения в РФ».

Безработным инвалидам, стоящим на учете в центре занятости населения предоставляются бесплатные профориентационные услуги в полном объеме, включая профинформирование, профконсультирование, а также психологическую поддержку. При проведении профориентационной работы с инвалидами необходимо учитывать объективные и субъективные причины, которые затрудняют их трудоустройство. К объективным причинам могут быть отнесены: общая ограниченность рынка труда; наличие спроса на высококвалифицированных и многофункциональных специалистов; слабое развитие системы социальной защиты; специальные требования к организации рабочего места для инвалидов. Субъективные причины сводятся к следующему: низкая мотивация на трудоустройство; жесткость установок и представлений с предпочитаемой и отвергаемой работе; попытки использовать статус безработного не по прямому назначению, иждивенческое отношение к Службе занятости.

Инвалиды требуют пристального внимания специалистов службы занятости. Мы все понимаем, что в районе и без того существует дефицит рабочих мест, а трудоустроить человека с ограничениями по здоровью, при всех имеющихся положениях о квотировании рабочих мест для инвалидов, крайне затруднительно. А уж тем более, если у соискателя нет образования и профессии.

Трудоустройство граждан, имеющих инвалидность, с каждым годом становится все острей. Причина этому – изменение параметров определения групп инвалидности и степеней ограничения трудоспособности по состоянию здоровья.

По приглашению директора ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы-интернат станицы Медведовской Тимашевского района 29 мая 2013 года был осуществлен выезд в х.Ленинский специалистом профконсультантом, с целью профориентации несовершеннолетних детей-инвалидов, воспитанников 9 класса школы-интернат, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В школе проведена групповая профинформационная консультация на тему «Проблема выбора профессии». Учащиеся коррекционного класса – это подростки с задержкой психического развития, требующие особого внимания педагогов, учителей. Для них особенно остро стоит проблема выбора профессии. Учитывая их психические и психофизические особенности, основное направление их профессиональной ориентации следует ставить на рабочие профессии.

Специалистом Тимашевского центра занятости протестировано 13 подростков. Профконсультант совместно с ребятами, их родителями (законными представителями) и педагогами обсудили результаты работы, получили информацию о типичных ошибках при выборе профессии, об учебных заведениях Краснодарского края, где они могут получить профессии для данной категории детей.

Учащимся оказана помощь в планировании профессионального пути, с помощью профориентационных методик, соответствующих требованиям психодиагностики подростков, проведена работа по выявлению личных качеств при выборе профессии, которая дала более полное представление о способностях, возможностях и профессиональных склонностях.  Также в блок консультаций входил просмотр видеофильмов, ответы на вопросы.

Выпускники коррекционных классов становятся потенциальными клиентами службы занятости, поэтому профилактическая профориентационная работа с данной категорией граждан имеет особое значение.

Специалист службы занятости предложил вниманию участников встречи справочные пособия по профессиональной реабилитации, справочник профессиограмм, методические рекомендации по основам эффективного трудоустройства, бланки для тестирования.

Сами дети-инвалиды выбрать свой профессиональный путь не в состоянии в силу диагноза. Им просто необходима помощь. И не только им. Помощь нужна и их родителям, обеспокоенным будущим своего ребенка, который в силу своего состояния здоровья стал «иным».

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя от неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор профессии можно считать правильным? Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость. Во-вторых, ребята и родители должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств. В-третьих, профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

Для того чтобы участвовать в программах по трудоустройству и иметь возможность профессионального обучения и переобучения, инвалид должен зарегистрироваться в центре занятости населения как безработный гражданин. Этот процесс сопряжен с определенными трудностями. Прежде всего, человек с инвалидностью должен оформить индивидуальную программу реабилитации в бюро медико-социальной экспертизы.

В его ИПР в разделе «Профессиональная реабилитация» в качестве исполнителя мероприятий должен быть указан центр занятости. Также службой медико-социальной экспертизы данный инвалид должен быть признан трудоспособным, то есть в его документах (справке об инвалидности и ИПР) не должна быть проставлена первая группа инвалидности, а в карте реабилитации должно быть прописано, что инвалид нуждается в профессиональной реабилитации и профессиональном курсовом обучении и трудоустройстве. Так в 2012 году услугу по профессиональной ориентации из числа граждан-инвалидов состоящих на учете в центре занятости населения Тимашевского района получили 51 человек, за 2013 год 46 граждан. Услугу по профессиональному обучению в 2012 году получили 3 человека, в 2013 году так же 3 человека обучились по профессии оператор котельной.

Инвалидам приходится устраиваться на работу не на обычные, общие предприятия, а на специализированные, которые изначально предназначены использовать только труд инвалидов. Точно также дело обстоит и с профессиональной подготовкой и обучением. В результате молодые инвалиды вынуждены прибегать к услугам специализированной системы обучения, которая, к сожалению, зачастую не позволяет готовить специалистов, конкурентно способных на рынке труда. Многих выпускников подобных учреждений не редко просто не хотят брать на работу либо они не могут трудоустроиться. Кроме того с появлением большого количества коммерческих учебных учреждений и переходом на платное образование возможностей выучиться и получить специальность для инвалидов, живущих на одну пенсию, стало еще меньше. Хотя и эта проблема разрешима. Например, в ГБОУ СПО ПУ № 17 г.Тимашевска КК с 2013 года на льготных условиях обучаются 16 детей-инвалидов, выпускников коррекционной школы-интернат 8 вида по профессии: повар и слесарь по ремонту автомобилей.

Если мы не поможем молодому поколению в получении необходимого образования, то мы тем самым лишаем себя квалифицированных специалистов, а значит, и нормального будущего.