Содействие добровольному переселению в РФ соотечественников О реализации мер по содействию трудоустройству незанятых инвалидов в рамках государственной программы Краснодарского края "Содействие занятости населения" №3622-КЗ от 18 мая 2017 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Краснодарского края "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае"

Памятка Работодателю
при проведении специальной оценки условий труда

Что важно знать Работодателю о специальной оценке условий труда

С 2014 года независимо от штатной численности и налогового режима все организации должны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, далее — Закон № 426-ФЗ). Она заменила аттестацию рабочих мест. Спецоценку, как и аттестацию, надо проводить один раз в пять лет. От результатов спецоценки зависят теперь дополнительные взносы в ПФР, а также расчет налога на прибыль и взносов на травматизм.

Как результаты спецоценки влияют на работу бухгалтерии

От спецоценки зависит тариф дополнительных взносов в ПФР. По итогам спецоценки могут быть установлены разные классы условий труда. Если класс допустимый или оптимальный, дополнительные взносы можно вообще не платить. А если условия признаны опасными, то тариф будет самым высоким. Результаты спецоценки влияют на размер скидки и надбавки по взносам на травматизм. ФСС их устанавливает в зависимости от безопасности условий труда. Ее показатели должны быть в отчете о спецоценке.

Спецоценка подтверждает расходы на охрану труда в налоговом учете. Чтобы списать затраты на средства индивидуальной защиты, медосмотры и компенсации для работников, занятых во вредных условиях, понадобится комплект подтверждающих документов. В него обязательно входит отчет по спецоценке.

За непроведение специальной оценки возможен штраф (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Спецоценку проводить не обязательно, если есть действующие результаты аттестации рабочих мест по условиям труда:

Спецоценку в отношении аттестованных рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения последней аттестации. Полный перечень случаев, когда нужна внеплановая оценка, приведен в статье 17 Закона № 426-ФЗ. Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе начать спецоценку до того, как истечет срок действия результатов аттестации.

Спецоценка обязательна по всем рабочим местам, кроме удаленных:

Спецоценка обязательна по всем рабочим местам, за исключением тех, что оборудованы у надомников и дистанционных сотрудников (ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Что касается офисных рабочих мест, то специальную оценку по ним надо проводить в любом случае. Раньше аттестовывать такие места было обязательно, если работа с компьютером на них превышала 50 процентов времени.

Значит, если у вас есть офисные рабочие места, которые до 2014 года не подлежали аттестации, по ним обязательно сейчас провести спецоценку. По одинаковым рабочим местам можно провести выборочную спецоценку. Если в организации много одинаковых рабочих мест, специальную оценку условий труда проводят в отношении 20 процентов от их общего количества. Минимум — два рабочих места. Результаты такой выборочной спецоценки применяют ко всем аналогичным рабочим местам.

Спецоценку вправе проводить только специализированные организации. В отчете должны быть перечислены классы и подклассы условий труда:

Необходимо проверить, чтобы в отчете по каждому оцененному месту были указаны класс и подкласс условий труда. Ведь именно от них зависит дополнительный тариф по взносам.

Всех сотрудников компании надо ознакомить с отчетом по спецоценке. Каждый должен поставить свою подпись на отчете о проведении оценки. Более того, предусмотрен и срок ознакомления — не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включают время, когда человек был на больничном, а также дни отпуска или командировки. Такой порядок предусмотрен в статье 15 Закона № 426-ФЗ.

Главное, о чем важно помнить

1. Специальную оценку можно не проводить, пока действуют результаты аттестации рабочих мест.

2. Проводить спецоценку условий труда надо один раз в пять лет.

3. За то, что организация не проводит спецоценку, предусмотрен административный штраф.

Порядок подачи работодателями декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям:

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения (Государственная инспекция труда в Краснодарском крае) декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Из содержания статьи 11 следует, что в отношении рабочих мест, на которых по результатам идентификации выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, и в дальнейшем проводились инструментальные замеры, декларация соответствия условий труда не подается.

Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов при проведении специальной оценки осуществляется экспертом организации, проводящей данную оценку на основании перечня рабочих мест, составленного комиссией работодателя. Результаты идентификации производственных факторов утверждаются комиссией. Декларация действительна в течение 5 лет.

Но в случае, если на этом рабочем месте произошел несчастный случай или у работника выявлено профзаболевание, действие декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.